ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТЕХНИКУМА К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ.
17 ноября 2021 г.
С Т А Т Ь Я
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТЕХНИКУМА К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ.
Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в ВУЗ. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.
Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Трудности социализации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:
• Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;
• Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
• Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.
Преподаватель в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
∙ студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
∙ нередки жалобы на здоровье;
∙ преобладает подавленное настроение;
∙ наблюдаются нарушения дисциплины;
∙ учебный материал усваивается фрагментарно;
∙ затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
∙ домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;
∙ для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
∙ общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
∙ близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
∙ студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
∙ понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
∙ усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
∙ сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
∙ бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
∙ почти всегда выполняет домашние задания;
∙ общественные поручения выполняет добросовестно;
∙ дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
∙ студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
∙ учебный материал усваивает легко;
∙ глубоко и полно овладевает программным материалом;
∙ решает усложненные задачи;
∙ прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
∙ выполняет поручения без внешнего контроля;
∙ проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
∙ общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
∙ занимает в группе благоприятное статусное положение.
Таким образом, мы видим, что социализация и основная её составляющая – процесс адаптации является неотъемлемым элементом жизни каждого человека. Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в СПО. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется, и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде техникума считаются:
∙ Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
∙ Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
∙ Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
∙ Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
2. Провести беседу о правильном слушании лекции.
3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.
4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
7. Проводить менее стрессогенный опрос:
письменный, текстовый или групповой.
8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.
10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
12. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития студента.
Таким образом, выявление трудностей адаптации к новым социальным условиям в техникуме на ранних её этапах, позволит в несколько раз увеличить эффективность учебного процесса и позволит воспитать человека с добрым и отзывчивым сердцем.
Педагог-психолог Галеева.Н.И.
ОГБПОУ «Тайшетский медицинский техникум»
X
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Министерство здравоохранения Иркутской области
https://minzdrav-irkutsk.ru