Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Решаем вместе
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Тайшетский медицинский техникум
Год основания1960 годЯзыки образованияРусский

Агрессия, альтруизм как социальное явление

Агрессия, альтруизм как социальное явление
Агрессия, альтруизм как социальное явление

17 ноября 2021 г.

Текст
Фото

С Т А Т Ь Я

 

АГРЕССИЯ, АЛЬТРУИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

По смыслу и способам своей реализации альтруизм и агрессия являются двумя противоположными стратегиями в отношении другого человека. Судьба этих двух моделей отношений в психологии состоит по-разному.
Агрессии обычно уделяют больше внимания в научных статьях и выступлениях. Одновременно альтруизм имеет скорее социально-нравственный, духовно-ценностный, а не научный характер освещения. Возникают вопросы: «Что же движет людьми, когда они совершают агрессивные, эгоистичные или альтруистические поступки по отношению к другому? Почему и когда люди проявляют агрессию и альтруизм? Каким образом можно повлиять на эти проявления? »
Относительно альтруизма, то это понятие в социальной психологии толкуется:
во-первых, как мотив предоставления кому то помощи, который не связывается сознательно с собственными эгоистичными интересами,
во-вторых, как поступки, направленные на благо другого человека, притом, что есть выбор , осуществлять их или нет;
в-третьих, как помощь другому, что не требует вознаграждения, без свидетелей, ценой возможных собственных потерь.
Есть так называемый чистый (настоящий, аутентичный) альтруизм, который не рассчитывает на благодарность
То же самое можно сказать и о бескорыстности альтруистического поведения: в некоторых случаях она явно или скрыто, но вознаграждается. В этом контексте возникает и такой вопрос: «А есть ли альтруистический поступок человека, который помогает злостному преступнику?»
Как следует из приведенных соображений, альтруизм, с одной стороны, характеризуется как действие, которое ничего не предусматривает взамен, а с другой - поступок, который может осуществляться на людях и по какому альтруист может получить вознаграждение.
Однако и в первом, и во втором случае - это помощь другому. Кроме того, такая сфера проявлений человеческой личности приобретает смысл только в системе определенной социальной деятельности, то есть только широкий социальный контекст позволяет правильно интерпретировать альтруизм.
Важной проблемой, которая дает возможность понять природу альтруизма, является проблема мотивов, на которой он основывается. Теория социального обмена (согласно которой человеческое взаимодействие представляет собой своего рода соглашения, которые ставят своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «расходы») альтруизм объясняют следующим образом: человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой».
Речь идет о том, что человек в ходе взаимодействия обменивается не только товарами, деньгами, другими благами, но и любовью, статусом, информацией и др. При этом происходит уменьшение расходов и увеличение вознаграждений. Но это вовсе не означает, что человек сознательно рассчитывает на вознаграждение.
Доказано положительную связь между хорошим настроением и оказанием помощи:
готовность помочь возрастает при условии хорошего настроения (отсутствие опасности), вызванного успехами и приятными воспоминаниями;
плохое настроение (наличие опасности), когда человек сосредоточен на себе, подавляет альтруизм.
Отдельные данные подтверждают тот факт, что зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе.
Известно немало фактов, которые свидетельствуют прежде всего о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи.
Вместо этого, по результатам исследований, одни действия по оказанию помощи являются явно эгоистичными (чтобы заслужить одобрение, избежать наказания, стать частью определенной группы и т.п.), вторые - почти эгоистичными (облегчить внутренний дистресс), третьи - собственно альтруистические, направленные на увеличение чьего то блага ( забота о благополучии других, а не о своей личной).
Альтруистические действия связанны с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства.
В связи с этим были выделены нормы, которые мотивируют альтруизм:
взаимность;
справедливость ;
социальная ответственность.
Исследователи утверждают, что норма взаимности является моральным кодом и предполагает, что люди прежде всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог.
С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизма - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.
В целом можно назвать ряд рекомендаций, которые станут полезным тому человеку, который хочет научиться помогать:
уважать того, кому помогает, иметь к человеку, который нуждается в помощи, гуманные, теплые чувства;
стараться быть независимым от того, кому помогает и не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогает;
предоставить человеку право оставаться таким, каким он есть;
помнить, что помощь должна соответствовать потребностям реципиента.
Понятие «агрессия» используется в различных значениях. В соответствии с теорией инстинктов (В. Мак-Дугалл, 3. Фрейд, К. Лоренц) агрессия - естественное внутреннее свойство человека; форма поведения, которая определяется врожденными инстинктами .
Итак, чтобы избежать самоуничтожения, человек должен избавиться от деструктивной энергии, связанной с этим, вторым, инстинктом.
Речь идет о том, что в результате жизненного опыта отдельные объекты (сигналы агрессии) ассоциируются у человека с агрессией. Таким объектом может служить оружие, которое не только провоцирует агрессию, но и создает психологическую дистанцию между жертвой и агрессором.
Можно сформулировать следующие основные выводы экспериментальных исследований в рамках фрустрационной теории агрессии:
агрессия является важным, но не единственным ответом индивида на фрустрацию;
такие факторы, как культура, обычаи, воспитание, регулирующие агрессивное поведение;
агрессивная энергия не производится автоматически, путем внутреннего процесса, а является следствием определенного события, какой то неудачи;
наказание и агрессия - взаимосвязанные элементы: наказание в одних случаях может усилить, а в других ослабить или вообще не повлиять на проявление агрессии.
Среди других факторов, провоцирующих проявление агрессивного поведения, называют следующие:
норма возмездия (вендетта, кровные войны и др., т.е. в соответствующей культуре агрессия, враждебность по отношению к другой может быть нормой);
эффект оружия (если человек имеет оружие, то он ищет возможность ее применить, ведь наличие оружия увеличивает предрасположенность индивида к агрессивному действию);
страх наказания (опасность быть пойманным и наказанным в целом снижает агрессивность, взамен на рецидивистов угроза наказания должным образом не влияет);
самоутверждение (посредством агрессивных поступков, унижения другого человека) .
Известные неагрессивные способы выявить собственные чувства и сообщить другим, как их поведение повлияло на вас:
перестройка «ты-высказывания» на «я-высказывания», то есть подается чувства таким образом, что другому человеку становится легче отреагировать на него положительно, положительно или, по крайней мере нейтрально.
А. Маслоу предлагал такие источники борьбы со злом: движение к зрелости (самоактуализации) и правильная организация социальных институтов.
С позиций теории социального научения, необходимо поощрять в детях кооперативность и неагрессивное поведение, укреплять его, ведь в экспериментах было показано, что дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировали, а неагрессивные действия поддерживали.

 


Педагог-психолог Галеева.Н.И.
ОГБПОУ «Тайшетский медицинский техникум»

 

 

X
Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей