Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Решаем вместе
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Тайшетский медицинский техникум
Год основания1960 годЯзыки образованияРусский

информация для студентов

  • В каких ситуациях можно обратиться за помощью к педагогу - психологу

      Работа педагога - психолога для многих является чем — то загадочным, непонятным, и, зачастую, пугающим. Некоторые подростки, иногда и взрослые, считают, что обращаться к педагогу — психологу стыдно или даже бесполезно. В настоящее время присутствие педагогов — психологов в образовательном пространстве признается важной необходимостью, существует множество неточностей, мифов и искажений в понимании сущности психологической помощи. В связи с этим, необходимо внести ясность в представление о педагоге — психологе, как необходимом специалисте в образовательном пространстве техникума. 

  • Педагог — психолог – это не учитель, не наставник. Он не говорит как правильно или не правильно; он никогда не сравнивает человека с неким конечным эталоном, он не дает советов. В ходе совместной деятельности он помогает прийти к решению, которое является верным для конкретного человека. Психолог сопровождает подростка, помогает найти лучшее для него решение (в данное время, в рамках актуальной ситуации).
  • Педагога — психолога часто воспринимают как врача. Именно это по большому счету отпугивает и обучающихся и их родителей. На самом деле педагог — психолог не врач. Педагог — психолог работает со здоровыми людьми, у которых имеются психологические трудности. Педагог -психолог не выписывает рецептов, не выдает справок, не ставит медицинский диагноз. Однако, педагог — психолог может рекомендовать обращение к другим специалистам, если проблема выходит за рамки его профессиональной компетентности.
  • Некоторые, кто обращается за помощью к педагогу — психологу верят в то, что педагог — психолог – волшебник и сможет исправить все проблемы, а главное, сразу, с первого обращения. К сожалению, педагог — психолог не волшебник. Эффективная работа педагога — психолога во многом зависит от желания человека найти выход, решить проблему. Поэтому, волшебство есть, но заключается оно во взаимодействии: один готов работать над собой, другой – может в этом помочь, показать пути выхода из сложной ситуации, но выбор этого пути остается за человеком.

С какими трудностями и проблемами студенты могут обращаться к педагогу — психологу техникума?

 

       Трудности в жизни любого человека всегда существуют. Они могут касаться любой сферы жизни: семейных отношений, воспитания детей, выстраивания отношений с другими людьми, учебной и трудовой деятельности, здоровья и др. Часто мы можем справиться с ними сами. Но порой бывает, что не хватает объективности, сил, терпения, сбились ориентиры, недостаточно знаний для решения проблемы.

Итак, к педагогу — психологу можно обратиться в случае если:

  • испытываете трудности в общении со сверстниками, одногруппниками;
  • есть ситуация недопонимания в отношениях с родителями;
  • переживаете неудовлетворенность собой, своими качествами, внешностью и т.д. ;
  • вам трудно определиться в сложившихся жизненных обстоятельствах;
  • запутались в определении своих жизненных и профессиональных планов, целей;
  • переживаете сложную жизненную ситуацию;
  • хотите узнать об особенностях личностного развития;
  • потеряли жизненные ориентиры и смысл жизни.

Результатом совместной работы с педагогом — психологом является:

  • снижение или снятие эмоционального напряжения;
  • восстановление психологического равновесия;
  • мобилизация дополнительных психических сил для выхода из трудных жизненных ситуаций;
  • развитие личностных качеств;
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • получение рекомендаций, способствующих решению личностных проблем.

Работая с педагогом - психологом важно понимать:

  • педагог — психолог принимает вас такими, какими вы являетесь, не осуждает, не оценивает, не переделывает;
  • работа над самим собой не всегда легкая и приятная, однако, она интересная и способствует личностному развитию;
  • в результате работы с педагогом — психологом в человеке пробуждаются внутренние силы, и человек учится их использовать;
  • в работе педагог — психолог придерживается этических принципов и, согласно одному из них, педагог — психолог сохраняет в тайне то, что говорится и происходит в кабинете. Исключение составляют только те случаи, когда человек представляет угрозу для других людей или для себя самого, не подозревая об этом;
  • педагог - психолог – не просто человек, с которым можно «выговориться». Он понимает сложный мир человеческой души, владеет приемами и методиками, нацеленными на решение проблем человека.

Педагог-психолог проводит психологическую диагностику обучающихся, семинары, лекции, групповые занятия, индивидуальные консультации преподавателей, студентов и родителей.

 

  • Рекомендации педагога – психолога студентам – первокурсникам

 

     С самых  первых  дней учебы в техникуме у вас будет большая нагрузка. Много новых терминов, большой объем учебного материала, который вам нужно законспектировать на теоретических занятиях, материала, который будут задавать по разным предметам, будет очень большой.

     Как легче справиться с этим?

Обязательно составляйте себе план вашей учебы на неделю. Он будет совсем небольшой, просто распределите, в какие дни вы будете учить домашнее задание, и по какому предмету. Это зависит от расписания, а его вы будете знать уже в конце предыдущей недели.

В учебном плане есть более сложные для запоминания и усвоения предметы, а есть и более легкие. Они чередуются, и по расписанию можно сориентироваться, когда и как готовиться к предметам. Более тщательно нужно готовить предмет к практическому занятию, именно на практике вам предстоит показать свои знания в полном объеме.

Большинство студентов к трудным предметам относят, например, фармакологию. Не оставляйте на последний вечер подготовку сложного предмета. Например, если у вас по расписанию фармакология, стоит в четверг, начинайте готовиться с понедельника и ежедневно повторяйте уже прочитанный материал.

Помните, что повторение через промежутки времени намного эффективнее, чем повторение сразу, подряд, когда вам кажется, что вы  ничего не смогли запомнить. Это законы нашей памяти.

Например, тридцать латинских слов, которые вам нужно ответить в пятницу на занятии, вы будете учить в воскресенье вечером и в понедельник, вторник и среду. Повторяйте их два – три раза в день, через несколько часов. В этом случае у вас будет очень прочное запоминание.

Но слова вам придется учить не только на латинском. На фармакологии, анатомии, генетике, психологии, микробиологии вам придется выучить много новых словосочетаний, определений, понятий с подробной интерпретацией.

Поэтому, в вашем ежедневном плане домашних заданий кроме основного предмета или двух предметов, которые вы учите к завтрашнему дню (например, семинар по философии и темы по генетике), вы обязательно оставляете  немного времени для повторения других предметов. Это обязательное условие прочного запоминания нового материала. Пусть повторение станет вашей привычкой.

Если материал, который вам нужно подготовить, очень большой и трудно запоминается, попробуйте его систематизировать. Разделить его на отдельные части, а внутри этих частей, тоже выделить небольшие разделы.

Зарисуйте или вычертите всю структуру нужного вам объема материала. Соедините части стрелочками, раскройте их. На это потребуется некоторое время, но весь учебный материал предстанет перед вами в виде логической структуры, над которой вы сами потрудились. Это поможет ориентироваться в теме. После этого вам намного легче будет запоминать, и понимать этот раздел.

        Систематизация и классификация намного улучшают запоминание материала.

Если вам трудно запомнить написание слов, например, латинских, попробуйте проводить прием визуализации. Представьте себе внутренним взором это слово написанным на белом фоне (листе бумаги или белой стене). Это можно сделать и с закрытыми глазами и с открытыми, глядя на белую стену. Визуализировать можно не только слово, но и формулу, картинку и любой образ. Представляйте это себе как можно ярче, тренируйте свои зрительные представления. Визуализация, как прием совершенствования запоминания, очень полезна.

 

       Если вы жалуетесь на то, что быстро забываете прочитанное?

Для того чтобы лучше и дольше помнить то, что прочитал, надо стать «активным» читателем. Нужно четко осознать, что именно вы хотите запомнить, с какой целью, для чего вам нужны будут эти знания. Читайте текст не бездумно, а задавайте себе вопросы до, во время и после прочитанного. Какие места в тексте вам особенно интересны, что понравилось, что непонятно? Представьте себе эти картины зрительно. Подумайте над наиболее увлекательными местами текста и сделайте внутренние комментарии к ним. Такая высокая степень интеллектуальной обработки поможет вам качественно запомнить информацию.

 

      Помогают ли записи работе памяти?

Да помогают, но только тогда, когда вы делаете записи внимательно, думая об их содержании и впоследствии, просматриваете их несколько раз. Если вы привыкли автоматически делать большое количество памяток, не особенно вдумываясь в них – тогда нет. Не все делают записи одинаково умело. Полезные записи делают те, кто умеет обобщать информацию и выделять самое существенное. Большинство студентов записывают все подряд и поэтому теряют возможность слушать внимательно. Впоследствии, возвращаясь к записям, они не всегда могут внятно их истолковать. Для лучшего запоминания материала тренируйте свое внимание.

«Помните, что предмет, на который мы однажды обратили внимание, запоминается в памяти. Обойденный же вниманием, не оставит в памяти и следа»  В. Джеймс

 

      Чтобы избежать возникновения проблем с вниманием, нужно помнить, что внимание резко снижается в следующих случаях:

üкогда вас торопят;

üкогда мешают отвлекающие факторы;

üкогда перебивают;

üкогда вас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев);

üкогда вы устали и хотите спать;

üкогда вы погружены в размышления по поводу нерешенных проблем;

üкогда вы не понимаете смысла воспринимаемой информации.

      Запоминание учебного материала в таких ситуациях будет неэффективным.

Большое значение для запоминания материала, для концентрации внимания на нем, имеет интерес, который играет существенную роль в создании мотивации. Интересующие вас вещи вы запоминаете легко, а вещи, вас не интересующие – с большим трудом. Также лучше вы запоминаете вещи, которые вас трогают, шокируют, или волнуют – независимо от того, положительна или отрицательна ваша реакция.

       Вольтер говорит: «То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти».

Все нейтральное является врагом памяти, поскольку не возбуждает интереса и не привлекает внимания.

 

  • Как подготовиться к экзамену и успешно его сдать

 

       Вам предстоит серьезное испытание – экзамен. Начинайте готовиться к нему заранее. У вас есть билеты с вопросами или перечень вопросов. Внимательно просмотрите их. Сразу же отметьте для себя, какие вопросы вы хорошо знаете, о каких имеете представление, а какие вам совершенно не знакомы. Пометьте сложные для вас  темы значком. Возможно, вы пропустили эти занятия по болезни, возможно, была какая – то причина того, что вы упустили из внимания этот раздел материала. Может быть, учебная тема была очень трудной для вас, вы в свое время ее не поняли, а потом получилось так, что вы к ней больше не вернулись. Сейчас вы должны начать подготовку к экзамену именно с этих трудных забытых разделов учебного материала, о которых сейчас вы почти не имеете представления. Ведь эти вопросы вам придется, разобравшись с ними, повторить 2-3 раза до экзамена, а время подготовки ограничено.

Вопросы, которые вы хорошо знаете, уверены в них, достаточно повторить один раз.

Приготовьте для своей работы лекционную тетрадь, учебник, практическую тетрадь, дополнительную литературу (если у вас она есть), а также небольшой блокнот для заметок. В него вы будете заносить те мелочи, которые остались не понятны, а также термины, слова, или вопросы, которые требуют повторения еще и еще раз.

Когда вы повторите все вопросы от начала до конца, у вас наберется определенное количество неясных вещей. Вы можете обратиться по этому поводу к преподавателю, индивидуально для разъяснения. Но перед этой индивидуальной консультацией вы должны четко сформулировать свои вопросы к преподавателю, определив для себя, что вы хотите узнать. Можно подождать групповую консультацию, которая обычно бывает за один день до экзамена. На эту консультацию вы приходите почти готовыми к экзамену и выясняете только те вопросы, ответы на которые вы не смогли найти.

        Неплохо за 1-2 дня до экзамена встретиться со своим одногруппником и повторить с ним вслух некоторые вопросы. Не стесняйтесь рассказывать друг другу вслух. Это развивает вашу речь, обогащает ее, а товарища заставляет внимательно вас слушать и замечать ошибки. Потом поменяйтесь ролями, пусть расскажет он, а вы послушаете его. Обсудите ваши ответы друг другу, проанализируйте их. Это очень полезно.

 

        Как распределить свой рабочий день во время подготовки к очередному экзамену?

Обычно вам дается 4-5 дней для подготовки, на занятия вы в это время не ходите.

Основное время работы – это первая половина дня. Например: с 10 ч. утра до 15 ч. дня. Разумеется, вы не сидите пять часов непрерывно за письменным столом, а делаете небольшие перерывы. Во время перерывов вы можете попить чаю, постоять на балконе, поиграть на гитаре, прослушать две, три песни, сделать несколько физических упражнений. Не надо во время этого небольшого желанного отдыха смотреть телевизор или разговаривать по телефону.

А вот с 15-16 часов дня вы можете полноценно отдохнуть до 19 часов. Обязательно побыть в это время на свежем воздухе в любую погоду. В такое напряженное время, как сессия, вам необходимы прогулки. Заранее договоритесь с подругой (или другом), что вы гуляете в это время, встречайтесь и пройдитесь по улицам. Посмотрите на небо, облака, кроны деревьев, давая отдых глазам. Поделитесь впечатлениями с другом о своей подготовке к экзамену. Разумеется, большую часть прогулки поговорите не о сессии, а на другие темы, отвлекитесь от этого, отдохните, как следует.

Примерно в 19 часов вечера вы снова в течение двух часов позанимайтесь. В это время выберите для повторения вопросы полегче,  или проработайте то, что вы уже учили.

Ложитесь спать не позднее 23 часов вечера, послушав перед сном хорошую музыку.

Помните, что ночное просиживание за письменным столом не приносит хороших результатов! Никогда не оставляйте большую часть вопросов на последний день. В последний день перед экзаменом спокойно просмотрите все вопросы. Убедитесь, что «белых» пятен не осталось.

 

        Консультация (она обычно бывает в первой половине дня) будет финалом вашей подготовки к экзамену. Вечером предэкзаменационного дня подготовьте все необходимое для экзамена (бумагу, ручку, заметку, халат). Перед сном погуляйте и ложитесь спать в свое обычное время, не позднее 23 часов.

В день экзамена желательно прийти в техникум вовремя. Даже, если вы не собираетесь сдавать экзамен первым, не оставайтесь дома надолго, вы будете очень волноваться.

В родных стенах техникума, среди друзей однокурсников вы будете чувствовать себя уверенней.

Перед аудиторией, в которой сдают экзамен, обычно толпится много студентов.

Принесите несколько стульев из соседней аудитории, спокойно сядьте, оцените обстановку: сколько человек уже сдали экзамен, какие вопросы задают экзаменаторы – это вас успокоит.

         Если вы очень волнуетесь, не можете справиться с волнением, отойдите в сторону от шумной группы студентов (можно войти в пустую аудиторию), сядьте на стул, сосредоточьтесь в тишине на своих мыслях. Скажите себе мысленно (а можно и вслух):

«Я абсолютно уверен в себе.

Я все хорошо знаю

У меня сегодня хорошее настроение

Я сдам экзамен на отлично

У меня все получится».

При этом представьте себе внутренним взором, как вы спокойно входите в аудиторию и уверенно отвечаете по билету. Представив себе это, улыбнитесь, улыбка расслабит ваше лицо, снимет напряжение.  Этот небольшой аутотренинг принесет вам пользу.

Когда вы войдете в аудиторию, возьмите билет и прочитайте его, возможно, вам покажется, что вы забыли весь материал. Не торопитесь, садитесь на место и постарайтесь успокоиться. Через несколько минут ваша память вернет вам все необходимые сведения. Если вы еще не успели успокоиться и, поэтому, ничего не можете вспомнить, а вас уже приглашают отвечать, скажите преподавателю, что вам необходимо еще  немного времени для подготовки. Будьте, уверены, вам никогда не откажут. Если вы чувствуете себя уверенно, все вспомнили, составили план ответа, смело идите отвечать.

 

  • Как почувствовать себя увереннее

 

Тест для подростков  «Самооценка уверенности в себе»

 

      Тест позволит определить степень уверенности подростка в своих силах.

Инструкция: Отметьте знаком «+» свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком «-». Подсчитайте сумму баллов, один «+» = 1 баллу.

Вопросы теста:

     1.            Обычно я рассчитываю на успех в своих делах. 

     2.            Чаще всего у меня хорошее настроение. 

     3.            Со мной все ребята советуются, считаются. 

     4.            Я уверенный в себе человек. 

     5.            Считаю, что я сообразительный и находчивый. 

     6.            Я уверен, что всегда всем нужен. 

     7.            Я все делаю хорошо. 

     8.            В будущем я обязательно осуществлю свои мечты. 

     9.            Люди часто помогают мне. 

 10.            Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми. 

 11.            Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях. 

 12.            Я проявляю самостоятельность в учебе и труде. 

 13.            Меня мало беспокоят возможные неудачи. 

 14.            Я стараюсь планировать свою деятельность. 

 15.            Я редко жалею о том, что уже сделал. 

 16.            Я уверен, что в будущем добьюсь успеха. 

 17.            Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах. 

 18.            Я учусь лучше, чем все остальные. 

 19.            Мне чаще везет, чем не везет. 

 20.            Ученье для меня не представляет труда.   

 

Расшифровка: 17 - 20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений. 11 - 16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности. 1 - 10 баллов - неуверенность в своих силах, в мнении достигнутого критичны, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности. 
Источник. © www.vmestemir.ru

 

         Робкий человек обычно бывает очень озабочен тем, как его воспринимают другие, как они судят о нем. Робость – не что иное, как форма страха перед людьми. Преодолеть свою застенчивость не так уж трудно. Застенчивость – это не болезнь и не недостаток. В ней нет никакой катастрофы. Если вы будете считать, что застенчивость – одна из черт вашего характера, вы и не заметите, как станете менее робким и сможете держать ее под контролем. Доверяйте своим близким. Если у вас постоянно заниженная самооценка, если вы, к примеру, считаете, что хуже всех выступили на семинаре или студенческой конференции, подумайте, почему вы, собственно, так решили. Прежде чем заниматься яростной самокритикой, спросите мнение людей, которым доверяете. Вы тут же поймете, что никто не судит вас строго, как судите себя вы сами.

      Существует неплохое упражнение для того, чтобы перестать сосредотачиваться только на своих недостатках и иметь более объективный взгляд на самого себя: выписать в одну колонку список своих недостатков, а в другую – перечень своих достоинств. Это реабилитирует вас в собственных глазах и вам станет легче общаться с другими.

      Перестаньте стыдиться своих эмоций. Ваша неуверенность и повышенная стеснительность может вызвать  симпатию со стороны окружающих.

Если при разговоре с кем-нибудь вы чувствуете, что краснеете, или при выступлении перед группой чувствуете, что сильно волнуетесь, не стесняйтесь, скажите об этом: «Вы знаете, я немного волнуюсь…..» Наверняка, окружающие поймут ваше состояние, а преподаватель войдет в ваше положение и сделает все, чтобы вы забыли о своем состоянии.

        Умейте, говорит и «да» и «нет». Если друг пригласил вас на вечер, не стоит сразу отказываться, только потому, что вы там мало кого знаете. Если бы вы были там лишним, он бы, наверняка, вас не пригласил. Ответьте, что с удовольствием принимаете предложение. Ну, а если вам искренне что–то не хочется делать, смело отказывайтесь, не боясь некоторого обострения отношений. Нужно уметь твердо, но корректно говорить «Извините, нет».

       Наконец, если вам делают комплимент, ответьте просто «спасибо», не бормочите что–то вроде «это неправда», «да я ничего особенного не сделал» и т.д.

       Не избегайте сложных ситуаций. Когда возникает какая–то деликатная ситуация, когда нужно решить щекотливый вопрос, у неуверенных в себе людей только одно желание – спрятаться, уйти, избежать конфликта.

Рекомендация очень простая  – не избегать таких ситуаций, а идти им навстречу. В противном случае нерешенные проблемы и трудности будут только накапливаться.

Составьте себе список из таких неприятных дел и начните последовательно выполнять их. Каждая, пусть небольшая победа над самим собой придает вам веры в собственные силы, увеличит вашу смелость. Не думайте, что вы все время в центре внимания. Всякий раз, когда вы приходите туда, где много людей, у вас возникает ощущение, что все на вас смотрят. Поставьте себя на место возможного «зрителя». Так ли уж вы обращаете внимание на всех тех, кто рядом, кто входит или выходит из комнаты?

Не думайте, что все только и делают, что на вас смотрят и подмечают ваши ошибки и недостатки. Помните, что люди более озабочены собой, чем вами.

Вот увидите, жить станет намного легче!

 

  • Какие приемы самовоспитания можно использовать

 

       Вот несколько рекомендаций, которые с успехом может использовать каждый человек. Воспользуйтесь ими, если понадобится, и вы добьетесь успеха.

 

САМОПРИКАЗ

Это краткое распоряжение, сделанное самому себе. Он должен быть различным, должен помочь преодолеть нежелание сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Применяется самоприказ, когда вы уже убедили себя, что надо вести себя определенным образом, когда вы ясно видите свои недостатки, но никак не можете заставить себя выполнить то, что наметили. В этот момент вы можете потребовать от себя решительного действия, в следующий раз сделать задуманное вам будет уже легче. А затем это станет привычкой. Если самоприказ не поможет, повторите его, даже несколько раз и, по возможности, вслух. Иногда приходится применять самоприказ несколько недель. В конце концов, волевой человек обязательно добьется успеха.

 

САМОВНУШЕНИЕ.

Самовнушение позволяет вызывать у себя различные ощущения, восприятия, возможность управлять волевыми действиями, памятью, эмоциями. Проводится самовнушение очень просто. Составляется для себя небольшой текст, состоящий из 3-4 фраз, который вы будете произносить несколько раз в день. Лучше всего это делать утром после сна и вечером перед сном.

Например: «Я способен добиться всего, чего захочу.

У меня хорошее настроение.

У меня все получится»

И тому подобное. Главное, чтоб текст самовнушения был оптимистическим и жизнерадостным. Проговаривайте его с удовольствием, уверенно, с надеждой.

Не используйте в тексте каких–либо отрицательных слов: «У меня не будет больше болеть голова». Скажите так: «Голова у меня ясная и светлая».

Не обязательно произносить фразы вслух. Их можно произносить про себя. Результат при этом будет не менее успешным.

Нужно помнить также о том, что при самовнушении необходима релаксация.

Релаксация – это расслабление мышц. Перед тем, как выполнить метод самовнушения вам нужно лечь на диван или на кушетку или удобно сесть в кресле, руки на подлокотниках. Постарайтесь, чтобы лежать или сидеть вам было максимально удобно, сбросьте все «мышечные зажимы», почувствуйте удовольствие от расслабления всего тела. Теперь произносите словесные формулировки, которые вы для себя составили.

Самовнушение имеет реальную силу. Овладев методом, и с верой в реальное осуществление вы сможете помочь себе изменить в лучшую сторону свое настроение, повысить тонус и бодрость, справиться с ленью, апатией, повысить работоспособность, стать смелее, энергичнее.

 

САМООБОДРЕНИЕ.

Похвалите себя за те поступки и действия, которые, как вы считаете, вы сделали особенно хорошо. Скажите сами одобряющие слова:

«У меня здорово получилось. Я молодец!»

Не стесняйтесь иногда похвалить себя. Это помогает, когда дело, за которое вы взялись, подвигается с трудом. В этом случае, если вы, хоть немного продвинулись вперед, сделали совсем небольшой скачок – подбодрите себя. Это принесет вам удовольствие и даст стимул работать дальше.

Мы надеемся, что эти несложные рекомендации вам помогут.

Желаем вам успехов в учебе и свершения задуманных планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей