Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Решаем вместе
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Тайшетский медицинский техникум
Год основания1960 годЯзыки образованияРусский

Психология в помощь педагогу

  • Разные способности – разные стили обучения. Психология в помощь педагогу.

 

 

Перелистав известные тома,

Мы научились говорить красиво

Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,

Но ведь не в этом только наша сила.

И каждый час, и каждую минуту

О чьих – то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому – то –

Такая вот у нас с тобой  работа.

 

  1. Педагогическая философия и немного анатомии.

 

       Что значит быть педагогом? Каждый день общаться с подростками. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них, сопереживать их успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить… В общем, «жертвовать собой ради великого дела воспитания подрастающего поколения».

       Учение – это процесс познания мира, расширения границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир людей и вещей; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чтобы действовать, надо уметь и знать: уметь действовать с пониманием ситуации. 

        Способности у всех студентов разные, часто они не видны, не лежат на поверхности. Увидеть эти способности и помочь им раскрыться во всей полноте – вот высокая миссия преподавателя.

Последние лет тридцать ученые подробно изучают тайны мозга, за это время было открыто почти  90% того, что известно сейчас о его функционировании. Сегодня ученые могут сказать, в какой части мозга размещаются участки, отвечающие за определенные виды интеллектуальной деятельности. Практический вывод таков: тот, кто хочет иметь тренированный, способный к обучению мозг, должен учиться всю жизнь. Мозг должен постоянно находиться в активном, натренированном состоянии. Количество связей между нейронами должно постоянно увеличиваться. Если же мозг не работает, он постепенно атрофируется, становится вялым, малоактивным, как любой другой наш орган.  Мозг состоит из сотен миллиардов нейронов. Они создают сложную сеть связей. Уже в момент рождения ребенок имеет все нейроны. Их столько же, сколько в мозге взрослого человека. Отсутствуют лишь связи между ними. В течение всей жизни они формируются воспитанием и обучением. В молодом возрасте они более податливы и активны, формирование связей происходит очень быстро. У студентов плотность сети  увеличивается почти вдвое. Итак, обучение заключается в создании новых соединений между нейронами. Неработающие связи забываются и исчезают. Мозг состоит из левого и правого полушария, между полушариями идет непрерывный диалог – это и есть процесс мышления. Левое анализирует мир с точки зрения логики, правое – с точки зрения эмоций и чувств. Образованный человек обладает способностью комплексного логико – эмоционального оценивания окружающего мира.

Программы обучения средней и высшей школы эксплуатируют преимущественно левое полушарие, отвечающее за анализ и логику, возможности и резервы правого используются мало. Для продуктивного обучения мы должны заботиться об интенсивном взаимодействии обоих полушарий мозга. Учитывая это, следует отказаться от устаревших способов одинаковой организации умственного труда для всех категорий обучающихся.

 

  1. Практические советы.

 

         Первостепенное задание разблокировать правое полушарие, которое мало нагружается. Его стоит больше нагрузить эмоционально окрашенной информацией. Известно, что все люди хорошо запоминают то, что их взволновало, Наши воспоминания, связанные с переживаниями, очень сильны. Есть много способов эмоционально нагрузить свой мозг. Нужно дискутировать на важные темы, представлять себя в разных ситуациях, играть роли. Иногда достаточно, обсуждая какую – либо проблему, обратить внимание на ее значение для цивилизации, науки, собственной карьеры, здоровья, благосостояния. В некоторых возможных ситуациях хорошо помогает рифмование текста. Доступ к возможностям, скрытым в правой части мозга, открывается также с помощью рисования. Рисунки, графики, познавательные карты, опорные конспекты, карты памяти – объединяют логику и воображение. Очень важны для обучения шутки, юмор. Студенты легче и быстрее запоминают материал, если он ассоциируется с увлекательной историй. Остроумная речь педагога почти всегда гарантирует хорошую ассоциацию.

       Студентам необходимо рассказать о важных подробностях на основе знаний о работе мозга:

  • Каждый из нас своеобразен и неповторим. У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Каждый должен знать, как ему нужно учиться, опираясь на свои особенности.
  • Все наши способности важны и необходимы. Любые таланты (кинестетические, естественнонаучные, общественные, личные) важны в жизни человека.
  • Каждую способность можно и необходимо развивать.
  • Совместное действие развитых способностей всегда обеспечивает более высокий общий уровень интеллектуального развития.
  • Если вы знаете о своих талантах, одаренностях, предоставьте себе свободу выбора. Студент, получивший возможность выбирать, всегда проявит свои таланты.
  • Обучение нужно адаптировать к способностям.
  • Свои достижения нужно оценивать с учетом способностей. Студент – организатор ничуть не глупее студента с лингвистическими способностями, он -  просто другой.
  • Способности должны помогать друг другу в обучении.
  • Эмоциональный интеллект – это  на 80% объединение всех способностей.Поэтому нужно развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности.

Опытный педагог обязательно протестирует особенности интеллекта своих студентов, чтобы составить о них собственное мнение.

 

  1. Стили обучения.

 

Стиль обучения – это привычка, складывающаяся вследствие индивидуальных особенностей. Студенты разные и стили обучения у них тоже разные. Стиль обучения складывается за  многие годы, изменить его бывает очень трудно. Нет лучшего или худшего стиля обучения. Конечно, подвести всех студентов под один стиль очень удобно, прежде всего,  для педагога. Выход нужно искать в объединении студентов одного стиля обучения.

К стилю отнесем общую атмосферу обучения, положение тела, динамику, метод обучения, срабатывающий лучше других. Стиль формируется на основе прошлого опыта, темперамента, физических характеристик, запаса энергии, способности сконцентрироваться, степени развития зрительных, слуховых, тактильных и двигательных ощущений. Надо учитывать то, как привык работать студент: наедине, с кем-то в группе, под музыку, в лекционном зале, в библиотеке и т.п. Учитывать какое время для студента является наиболее работоспособным. Где он стремится получать информацию: из книг, от преподавателя, из компьютерных источников, наблюдая, манипулируя предметами и т.п. Как предпочитает демонстрировать свои знания: письменная работа, компьютерное тестирование, устное сообщение, обсуждение в малой группе, выступление перед группой.

Выбирая стратегию обучения необходимо учитывать особенности разной организации познания.  Известно, что учащийся усваивает приблизительно:

ü10% того, что читает

ü20% того, что слышит

ü30% того, что видит

ü50% того, что видит и слышит

ü70% того, что проговаривает

ü90% того, что говорит и делает

          Стили обучения основываются на разных интеллектах и способностях. Можно описать носителей разных стилей обучения.

 

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего лингвистические способности:
  • Улавливает закономерности
  • Любит порядок
  • Систематичен
  • Мыслит логично
  • Внимательно слушает
  • Вдумчиво читает
  • Грамотно пишет
  • Грамотно говорит
  • Любит играть в слова
  • Хорошо запоминает детали
  • Может хорошо выступать перед аудиторией
  • Может вести дискуссию

Как обучать и как обучаться:

o   Рассказывать истории

o   Играть с ними в игры на запоминание

o   Читать и писать рассказы

o   Придумывать словесные пародии

o   Писать журнальные статьи

o   Брать интервью

o   Играть в головоломки. Отгадывать слова

o   Сочетать письмо и чтение с другими дисциплинами

o   Издавать и редактировать газету

o   Вести дебаты, спорить, дискутировать

o   Для обучения работе на компьютере использовать текстовый редактор

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего логико-математические способности.
  • Мыслит абстрактно
  • Любит точность
  • Внимателен
  • Организован
  • Использует логические структуры
  • Увлекается решением задач
  • Предпочитает логические эксперименты
  • Структурирует записанное

Как обучать и как обучаться:

o   Стимулировать решение задач

o   Играть в математические и компьютерные игры

o   Анализировать и интерпретировать данные

o   Использовать и развивать логическое мышление

o   Поддерживать практическое экспериментирование

o   Использовать гипотезы

o   Применять логику и математику в других сферах обучения

o   Определять место для понятий и объектов в классификации

o   Выполнять действия последовательно, шаг за шагом

o   Применять дедуктивное мышление

o   Использовать компьютеры для составления таблиц и расчетов

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего визуально-пространственные способности:
  • Мыслит в картинках
  • Создает зрительные образы
  • Использует метафоры
  • Чувствует форму
  • Любит искусство, графику, живопись, скульптуру
  • Легко читает карты, таблицы, диаграммы
  • Запоминает с помощью картинок
  • Хорошо чувствует цвет
  • Для создания образов использует все органы чувств

Как обучать и как обучаться:

o   Использовать в обучении большое количество наглядного материала

o   Придумывать разные схемы, символы

o   Рисовать карты, диаграммы

o   Применять искусство в других дисциплинах

o   Использовать карты памяти

o   Наглядно представлять исследуемый предмет

o   Получать информацию из видеофильмов (или создавать собственные)

o   Применять периферийную стимуляцию (например, с помощью плакатов)

o   Использовать пантомиму

o   Перемещаться по аудитории для изменения перспективы

o   Использовать специальные таблицы для определения цели

o   Использовать кластеризацию

o   Делать цветные пометки

o   Использовать компьютерную графику

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего музыкальные способности:
  • Чувствителен к тону, ритму, тембру
  • Эмоционально воспринимает музыку
  • Воспринимает сложные музыкальные формы
  • Может быть высоко духовным человеком

Как обучать и как обучаться:

o   Работать с музыкой

o   Использовать музыку при изучении предметов

o   Изменять настроение с помощью музыки

o   Применять музыку для расслабления

o   Воображать, рисовать картины под музыку

o   Учить иностранные языки под музыку

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего идеомоторные способности:
  • Исключительно хорошо контролирует свое тело
  • Смело обращается с предметами
  • Хорошо чувствует ритм
  • Быстро реагирует
  • Обладает хорошо развитыми рефлексами
  • Лучше учится, двигаясь
  • Увлекается активными видами спорта
  • Любит прикасаться к объектам
  • Любит действовать
  • Предпочитает использовать инструменты
  • Обучается, если приобщается к обучению
  • Запоминает сделанное, а не сказанное
  • Быстро адаптируется к условиям изменяющейся среды
  • Играет предметами во время прослушивания информации
  • Неспокойно ведет себя, если долго приходится находиться без движения
  • Обладает техническим мышлением

Как обучать и как обучаться:

o   Использовать манипуляции, в которых он сам становится исследуемым объектом

o   Применять для обучения движение

o   Обучаться через практические действия

o   Использовать инструменты и предметы при изучении естественных наук

o   Часто изменять положение тела и делать перерывы в занятиях

o   Использовать экскурсии

o   Применять ролевые игры

o   Вспоминать изученное во время движения

o   Использовать драматизацию

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего межличностные   способности:
  • Легко договаривается
  • Поддерживает хорошие отношения с людьми
  • Легко общается
  • Может распознавать чужие планы
  • Имеет много друзей
  •  Управляет другими
  • Может быть посредником
  • Старается быть полезным для других
  • Легко оценивает ситуацию

Как обучать и как обучаться:

o   Проводить обучение в группе

o   Делать много перерывов, чтобы иметь возможность пообщаться с другими

o   Применять работу в парах

o   Использовать навыки общения

o   Организовывать праздники, сочетая их с учебным процессом

o   Делать процесс обучения веселым и увлекательным

o   Во время изучения любых предметов шире использовать общение

o   Применять ситуационные игры

o   Проводить работу в команде

o   Приобщать к обучению других

  • Стиль обучения обучающегося, имеющего личностные способности:
  • Глубоко анализирует свои переживания
  • Имеет цель в жизни
  • Хорошо понимает порывы своей души
  • Обладает хорошо развитой интуицией
  • Имеет достаточную самомотивацию
  • Знает свои сильные и слабые стороны
  • Является закрытым человеком
  • Хочет отличаться от большинства людей
  • Имеет собственные ценности
  • Стремится к самопознанию

Как обучать и как обучаться:

o   Проводить доверительные беседы

o   Способствовать личностному росту для того, чтобы преодолеть барьеры в учебе

o   Проводить «разборы полетов»

o   Анализировать процесс мышления, используя работу в парах и упражнения типа «думай и слушай»

o   Выделять время для внутренних размышлений

o   Заниматься самостоятельно

o   Позволять прислушиваться к своей интуиции

o   Обсуждать анализировать и записывать свой опыт и чувства

o   Позволять отличаться от коллектива

o   Рекомендовать вести дневники

o   Брать на себя ответственность за собственную жизнь

o   Развивать чувство уверенности в своих силах

o   Учиться задавать вопросы

 

  1. Вывод

          Педагогов часто называют «инженерами человеческих душ». С этим трудно не согласиться. Результат нашей работы виден не сразу. А через какое – то время. Каждый педагог действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно – урочной формы обучения. Педагог делится своим знанием, дарит, а не транслирует его. Педагог это проводник, который содействует формированию   познавательных потребностей и соответствующей мотивации. Многие из нас который год ищут «палочки – выручалочки», т.е. рецепты педагогической удачи.

Конечно, необходимо искать новые, более эффективные методы и приемы преподавания, но только не в погоне за «педагогической модой», а учитывая свои возможности, возможности студентов и еще  многое другое.

 

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей