Модернизация образования одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, способных к непрерывному образованию в процессе выполнения трудовой деятельности. Готовность к переменам в условиях рыночной экономики определяется сформированностью личностных качеств, знаний и умений выпускника, позволяющих адаптироваться к динамично изменяющейся профессиональной среде.
Педагогические условия формирования личности обучающихся в учебно - воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов. Естественно, что в современных условиях требуются новые подходы к решению этой проблемы, где реализация адаптации личности в динамично изменяющейся рыночной экономике занимает одно из ведущих мест.
В Концепции непрерывного воспитания обучающихся подчеркивается необходимость воспитания культуры самопознания и саморегуляции личности. В связи с этим учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, должны проводить работу по формированию навыков и умений эффективной адаптации к перемене условий существования и совершенствованию коммуникативных способностей. Также большое внимание должно уделяться формированию личной системы ориентиров и дифференцированию профессиональных намерений. Содержание воспитательной работы по формированию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности заключается в воспитании у обучающихся навыков самоисследования, разработке программ самосовершенствования и проектирования своего будущего, воспитании потребностей к творчеству.
Каждое образовательное учреждение, целенаправленно реализующее не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с профессионально-личностным развитием обучающихся, имеет свою воспитательную систему.
Учебное учреждение в обязательном порядке должно соответствовать актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС СПО, который включает в себя воспитательный компонент, содержащий Концепцию и программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития; характеристику воспитательных ценностей, целей и задач воспитания, его содержание, механизмы, формы и методы, модель выпускника среднего профессионального образования.
Главная цель педагогического коллектива нашего техникума — способствовать разностороннему формированию и развитию личности обучающихся: их умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию, способствовать возможности раскрыть индивидуальности обучающегося, способствовать выработке осознанной гражданско-правовой позиции, воспитывать осознанную мотивацию к выбору профессии.
Сегодня каждое образовательное учреждение должно искать свой путь в решении поставленных временем задач обновления содержания, методов и форм развития личности, оптимизации системы воспитательной работы с учетом конкретных условий и возможностей учебного учреждения. Воспитательная система должна давать положительные результаты и способствовать реализации воспитательного компонента ФГОС СПО.
В ходе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся должна активизироваться созидательная деятельность, прививаться навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они смогут сделать самостоятельные правильные выводы, должен появиться заметный интерес к выбранной профессии, формироваться активная гражданская позиция.
Реализация воспитательной программы в соответствии с ФГОС должна организовываться по нескольким направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, духовно - нравственное, эстетическое и профилактическая работа по предупреждению девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (агрессивного) поведения обучающихся.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто обучающиеся данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый подросток – это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития подростка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей обучающихся группы риска: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.
Проблемы в воспитании и обучении этих подростков связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению к взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.
В группу риска по возникновению социальной дезадаптации входят в основном обучающиеся от 15 до 20 лет. Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники. Но, в то же время, для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.
Проведенное глубокое психологическое изучение подростков «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищенности, «психологической безопасности» и т.п.
Мы исходим из позиции, что подростковый возраст – это тот период развития человека, когда еще можно научить правильному поведению, изменить характер личности. При общении с данной категорией обучающихся основным правилом является избегание тона категорических приказов. Доверительные доброжелательные отношения с подростком, обращение к нему «на равных» являются залогом успешного воздействия на личность трудного подростка. Особенности данного возраста необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей работы.
Обучающиеся «группы риска» - это особая группа обучающихся в образовательном учреждении. К ним относятся:
-обучающиеся, находящиеся на учете у узких специалистов, вследствие какого-либо заболевания;
-слабоуспевающие обучающиеся, характеризующиеся различными проявлениями девиантного поведения;
- обучающиеся, состоящие на учете в ПДН и КДНиЗП;
- обучающиеся из неблагополучных, асоциальных семей;
-обучающиеся, не имеющие родителей и оставшихся без попечения родителей;
-обучающиеся из семей, нуждающихся в социально-экономической социально- психологической помощи и поддержке;
- обучающиеся с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.
- обучающиеся, имеющие вредные привычки;
- обучающиеся склонные к правонарушениям.
Состав группы определяется с первых дней обучения, на основании изучения документов личного дела и психологического тестирования, проводимого при поступлении в техникум.
В работе с обучающимися «группы риска» педагогический коллектив руководствуется Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Конвенцией о правах ребенка и Положением.
Работа с обучающимися «группы риска» ведется должностными лицами образовательного учреждения (Советником директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом, классным руководителем, зав.практическим обучением, зав.отделением) в соответствии с их функциональными обязанностями.
Роль координатора в процессе работы с обучающимися «группы риска» выполняет классный руководитель.
Профилактическая работа с обучающимися и их родителями проводится в соответствии закона РФ № 120 ст. 14 п.2 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Цель и задачи работы с обучающимися «группы риска»
Цель: создание правовых, социально-организационных условий для самореализации личности и формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в социуме образовательного учреждения и в обществе в целом.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
-усиление контроля над обучающимися «группы риска»;
-коррекция поведения;
-профилактика правонарушений, безнадзорности;
-создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;
-содействие доступу обучающихся к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;
-содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
-создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.
Важнейшими направлениями работы с обучающимися «группы риска» являются:
-совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет адаптировать массовое обучение к индивидуальным особенностям каждого подростка;
-направление коллективного воздействия на обучающихся, имеющих девиантное поведение;
-коррекция форм общения, поведения;
-формирования культуры поведения, культуры чувств;
-индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" обучающимися и их семьями;
-оказание педагогической помощи родителям, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу учебной группы, техникума;
-оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;
-выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в техникуме, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования по специальности;
-участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости обучающихся, не имеющих родителей и оставшихся без попечения родителей.
Динамическое наблюдение
«Группа динамического наблюдения» формируется в процессе обучения, в октябре-ноябре месяце, корректируется на протяжении всего времени обучения. Динамическое наблюдение – постоянное сопровождение подростка.
По результатам изучения на каждого прибывшего обучающегося составляется развернутая социально-психологическая характеристика. При этом используются выводы психологического тестирования и рекомендации психолога. В формировании «группы динамического наблюдения» принимают активное участие все педагоги, работающие с группой.
Причины постановки на динамическое наблюдение:
-эмоциональная нестабильность
-выраженный нейротизм
-высокая вероятность нервных срывов
-обладание неуравновешенным характером, повышенной конфликтностью, тревожностью, замкнутостью
-низкий уровень посещаемости занятий
-наличие большого числа академической задолженности
-низкий уровень адаптационных способностей
-низкий уровень культуры и общего развития
-негативный настрой к выбору будущей профессии
На каждого обучающегося включенного в ГДН психолог заполняет карту индивидуального динамического наблюдения, где фиксируются жалобы, биоритмологический статус, результаты обследований, особенности адаптации в учебном учреждении, ролевой статус в коллективе.
На основании полученных данных и заключений психолога продолжает формироваться ГДН. При этом используются дополнительные документы, характеризующие личность обучающегося, объяснительные записки, акты наблюдений очевидцев и т.п.
Условием снятия обучающегося с динамического наблюдения является отсутствие психоневрологических и психофизиологических отклонений, факторов суицидального риска, асоциального поведения, достаточная адаптивность, хороший эмоциональный настрой.
Документация классного руководителя:
- План работы классного руководителя с обучающимися, входящими в «группу риска» и «группу динамического наблюдения»;
- Социально-педагогические характеристики на обучающихся;
- Социальный паспорт группы;
- Психологические характеристики на обучающихся;
- Согласованный с классным руководителем план мероприятий психолога в отношении обучающихся данных групп;
- Рекомендации психолога по работе с обучающимися, входящими в «группу риска» и «группу динамического наблюдения».
Работа с обучающимися «группы риска» и «группы динамического наблюдения» строится по структуре, утвержденной локальным актом образовательного учреждения и по программе психолого – педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» и «группы динамического наблюдения».