- Разные способности – разные стили обучения. Психология в помощь педагогу.
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не в этом только наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих – то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому – то –
Такая вот у нас с тобой работа.
- Педагогическая философия и немного анатомии.
Что значит быть педагогом? Каждый день общаться с подростками. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них, сопереживать их успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить… В общем, «жертвовать собой ради великого дела воспитания подрастающего поколения».
Учение – это процесс познания мира, расширения границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир людей и вещей; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чтобы действовать, надо уметь и знать: уметь действовать с пониманием ситуации.
Способности у всех студентов разные, часто они не видны, не лежат на поверхности. Увидеть эти способности и помочь им раскрыться во всей полноте – вот высокая миссия преподавателя.
Последние лет тридцать ученые подробно изучают тайны мозга, за это время было открыто почти 90% того, что известно сейчас о его функционировании. Сегодня ученые могут сказать, в какой части мозга размещаются участки, отвечающие за определенные виды интеллектуальной деятельности. Практический вывод таков: тот, кто хочет иметь тренированный, способный к обучению мозг, должен учиться всю жизнь. Мозг должен постоянно находиться в активном, натренированном состоянии. Количество связей между нейронами должно постоянно увеличиваться. Если же мозг не работает, он постепенно атрофируется, становится вялым, малоактивным, как любой другой наш орган. Мозг состоит из сотен миллиардов нейронов. Они создают сложную сеть связей. Уже в момент рождения ребенок имеет все нейроны. Их столько же, сколько в мозге взрослого человека. Отсутствуют лишь связи между ними. В течение всей жизни они формируются воспитанием и обучением. В молодом возрасте они более податливы и активны, формирование связей происходит очень быстро. У студентов плотность сети увеличивается почти вдвое. Итак, обучение заключается в создании новых соединений между нейронами. Неработающие связи забываются и исчезают. Мозг состоит из левого и правого полушария, между полушариями идет непрерывный диалог – это и есть процесс мышления. Левое анализирует мир с точки зрения логики, правое – с точки зрения эмоций и чувств. Образованный человек обладает способностью комплексного логико – эмоционального оценивания окружающего мира.
Программы обучения средней и высшей школы эксплуатируют преимущественно левое полушарие, отвечающее за анализ и логику, возможности и резервы правого используются мало. Для продуктивного обучения мы должны заботиться об интенсивном взаимодействии обоих полушарий мозга. Учитывая это, следует отказаться от устаревших способов одинаковой организации умственного труда для всех категорий обучающихся.
- Практические советы.
Первостепенное задание разблокировать правое полушарие, которое мало нагружается. Его стоит больше нагрузить эмоционально окрашенной информацией. Известно, что все люди хорошо запоминают то, что их взволновало, Наши воспоминания, связанные с переживаниями, очень сильны. Есть много способов эмоционально нагрузить свой мозг. Нужно дискутировать на важные темы, представлять себя в разных ситуациях, играть роли. Иногда достаточно, обсуждая какую – либо проблему, обратить внимание на ее значение для цивилизации, науки, собственной карьеры, здоровья, благосостояния. В некоторых возможных ситуациях хорошо помогает рифмование текста. Доступ к возможностям, скрытым в правой части мозга, открывается также с помощью рисования. Рисунки, графики, познавательные карты, опорные конспекты, карты памяти – объединяют логику и воображение. Очень важны для обучения шутки, юмор. Студенты легче и быстрее запоминают материал, если он ассоциируется с увлекательной историй. Остроумная речь педагога почти всегда гарантирует хорошую ассоциацию.
Студентам необходимо рассказать о важных подробностях на основе знаний о работе мозга:
- Каждый из нас своеобразен и неповторим. У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Каждый должен знать, как ему нужно учиться, опираясь на свои особенности.
- Все наши способности важны и необходимы. Любые таланты (кинестетические, естественнонаучные, общественные, личные) важны в жизни человека.
- Каждую способность можно и необходимо развивать.
- Совместное действие развитых способностей всегда обеспечивает более высокий общий уровень интеллектуального развития.
- Если вы знаете о своих талантах, одаренностях, предоставьте себе свободу выбора. Студент, получивший возможность выбирать, всегда проявит свои таланты.
- Обучение нужно адаптировать к способностям.
- Свои достижения нужно оценивать с учетом способностей. Студент – организатор ничуть не глупее студента с лингвистическими способностями, он - просто другой.
- Способности должны помогать друг другу в обучении.
- Эмоциональный интеллект – это на 80% объединение всех способностей.Поэтому нужно развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Опытный педагог обязательно протестирует особенности интеллекта своих студентов, чтобы составить о них собственное мнение.
- Стили обучения.
Стиль обучения – это привычка, складывающаяся вследствие индивидуальных особенностей. Студенты разные и стили обучения у них тоже разные. Стиль обучения складывается за многие годы, изменить его бывает очень трудно. Нет лучшего или худшего стиля обучения. Конечно, подвести всех студентов под один стиль очень удобно, прежде всего, для педагога. Выход нужно искать в объединении студентов одного стиля обучения.
К стилю отнесем общую атмосферу обучения, положение тела, динамику, метод обучения, срабатывающий лучше других. Стиль формируется на основе прошлого опыта, темперамента, физических характеристик, запаса энергии, способности сконцентрироваться, степени развития зрительных, слуховых, тактильных и двигательных ощущений. Надо учитывать то, как привык работать студент: наедине, с кем-то в группе, под музыку, в лекционном зале, в библиотеке и т.п. Учитывать какое время для студента является наиболее работоспособным. Где он стремится получать информацию: из книг, от преподавателя, из компьютерных источников, наблюдая, манипулируя предметами и т.п. Как предпочитает демонстрировать свои знания: письменная работа, компьютерное тестирование, устное сообщение, обсуждение в малой группе, выступление перед группой.
Выбирая стратегию обучения необходимо учитывать особенности разной организации познания. Известно, что учащийся усваивает приблизительно:
ü10% того, что читает
ü20% того, что слышит
ü30% того, что видит
ü50% того, что видит и слышит
ü70% того, что проговаривает
ü90% того, что говорит и делает
Стили обучения основываются на разных интеллектах и способностях. Можно описать носителей разных стилей обучения.
- Стиль обучения обучающегося, имеющего лингвистические способности:
- Улавливает закономерности
- Любит порядок
- Систематичен
- Мыслит логично
- Внимательно слушает
- Вдумчиво читает
- Грамотно пишет
- Грамотно говорит
- Любит играть в слова
- Хорошо запоминает детали
- Может хорошо выступать перед аудиторией
- Может вести дискуссию
Как обучать и как обучаться:
o Рассказывать истории
o Играть с ними в игры на запоминание
o Читать и писать рассказы
o Придумывать словесные пародии
o Писать журнальные статьи
o Брать интервью
o Играть в головоломки. Отгадывать слова
o Сочетать письмо и чтение с другими дисциплинами
o Издавать и редактировать газету
o Вести дебаты, спорить, дискутировать
o Для обучения работе на компьютере использовать текстовый редактор
- Стиль обучения обучающегося, имеющего логико-математические способности.
- Мыслит абстрактно
- Любит точность
- Внимателен
- Организован
- Использует логические структуры
- Увлекается решением задач
- Предпочитает логические эксперименты
- Структурирует записанное
Как обучать и как обучаться:
o Стимулировать решение задач
o Играть в математические и компьютерные игры
o Анализировать и интерпретировать данные
o Использовать и развивать логическое мышление
o Поддерживать практическое экспериментирование
o Использовать гипотезы
o Применять логику и математику в других сферах обучения
o Определять место для понятий и объектов в классификации
o Выполнять действия последовательно, шаг за шагом
o Применять дедуктивное мышление
o Использовать компьютеры для составления таблиц и расчетов
- Стиль обучения обучающегося, имеющего визуально-пространственные способности:
- Мыслит в картинках
- Создает зрительные образы
- Использует метафоры
- Чувствует форму
- Любит искусство, графику, живопись, скульптуру
- Легко читает карты, таблицы, диаграммы
- Запоминает с помощью картинок
- Хорошо чувствует цвет
- Для создания образов использует все органы чувств
Как обучать и как обучаться:
o Использовать в обучении большое количество наглядного материала
o Придумывать разные схемы, символы
o Рисовать карты, диаграммы
o Применять искусство в других дисциплинах
o Использовать карты памяти
o Наглядно представлять исследуемый предмет
o Получать информацию из видеофильмов (или создавать собственные)
o Применять периферийную стимуляцию (например, с помощью плакатов)
o Использовать пантомиму
o Перемещаться по аудитории для изменения перспективы
o Использовать специальные таблицы для определения цели
o Использовать кластеризацию
o Делать цветные пометки
o Использовать компьютерную графику
- Стиль обучения обучающегося, имеющего музыкальные способности:
- Чувствителен к тону, ритму, тембру
- Эмоционально воспринимает музыку
- Воспринимает сложные музыкальные формы
- Может быть высоко духовным человеком
Как обучать и как обучаться:
o Работать с музыкой
o Использовать музыку при изучении предметов
o Изменять настроение с помощью музыки
o Применять музыку для расслабления
o Воображать, рисовать картины под музыку
o Учить иностранные языки под музыку
- Стиль обучения обучающегося, имеющего идеомоторные способности:
- Исключительно хорошо контролирует свое тело
- Смело обращается с предметами
- Хорошо чувствует ритм
- Быстро реагирует
- Обладает хорошо развитыми рефлексами
- Лучше учится, двигаясь
- Увлекается активными видами спорта
- Любит прикасаться к объектам
- Любит действовать
- Предпочитает использовать инструменты
- Обучается, если приобщается к обучению
- Запоминает сделанное, а не сказанное
- Быстро адаптируется к условиям изменяющейся среды
- Играет предметами во время прослушивания информации
- Неспокойно ведет себя, если долго приходится находиться без движения
- Обладает техническим мышлением
Как обучать и как обучаться:
o Использовать манипуляции, в которых он сам становится исследуемым объектом
o Применять для обучения движение
o Обучаться через практические действия
o Использовать инструменты и предметы при изучении естественных наук
o Часто изменять положение тела и делать перерывы в занятиях
o Использовать экскурсии
o Применять ролевые игры
o Вспоминать изученное во время движения
o Использовать драматизацию
- Стиль обучения обучающегося, имеющего межличностные способности:
- Легко договаривается
- Поддерживает хорошие отношения с людьми
- Легко общается
- Может распознавать чужие планы
- Имеет много друзей
- Управляет другими
- Может быть посредником
- Старается быть полезным для других
- Легко оценивает ситуацию
Как обучать и как обучаться:
o Проводить обучение в группе
o Делать много перерывов, чтобы иметь возможность пообщаться с другими
o Применять работу в парах
o Использовать навыки общения
o Организовывать праздники, сочетая их с учебным процессом
o Делать процесс обучения веселым и увлекательным
o Во время изучения любых предметов шире использовать общение
o Применять ситуационные игры
o Проводить работу в команде
o Приобщать к обучению других
- Стиль обучения обучающегося, имеющего личностные способности:
- Глубоко анализирует свои переживания
- Имеет цель в жизни
- Хорошо понимает порывы своей души
- Обладает хорошо развитой интуицией
- Имеет достаточную самомотивацию
- Знает свои сильные и слабые стороны
- Является закрытым человеком
- Хочет отличаться от большинства людей
- Имеет собственные ценности
- Стремится к самопознанию
Как обучать и как обучаться:
o Проводить доверительные беседы
o Способствовать личностному росту для того, чтобы преодолеть барьеры в учебе
o Проводить «разборы полетов»
o Анализировать процесс мышления, используя работу в парах и упражнения типа «думай и слушай»
o Выделять время для внутренних размышлений
o Заниматься самостоятельно
o Позволять прислушиваться к своей интуиции
o Обсуждать анализировать и записывать свой опыт и чувства
o Позволять отличаться от коллектива
o Рекомендовать вести дневники
o Брать на себя ответственность за собственную жизнь
o Развивать чувство уверенности в своих силах
o Учиться задавать вопросы
- Вывод
Педагогов часто называют «инженерами человеческих душ». С этим трудно не согласиться. Результат нашей работы виден не сразу. А через какое – то время. Каждый педагог действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно – урочной формы обучения. Педагог делится своим знанием, дарит, а не транслирует его. Педагог это проводник, который содействует формированию познавательных потребностей и соответствующей мотивации. Многие из нас который год ищут «палочки – выручалочки», т.е. рецепты педагогической удачи.
Конечно, необходимо искать новые, более эффективные методы и приемы преподавания, но только не в погоне за «педагогической модой», а учитывая свои возможности, возможности студентов и еще многое другое.
- Работа классного руководителя с обучающимися, входящими в группу риска и группу динамического наблюдения
Модернизация образования одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, способных к непрерывному образованию в процессе выполнения трудовой деятельности. Готовность к переменам в условиях рыночной экономики определяется сформированностью личностных качеств, знаний и умений выпускника, позволяющих адаптироваться к динамично изменяющейся профессиональной среде.
Педагогические условия формирования личности обучающихся в учебно - воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов. Естественно, что в современных условиях требуются новые подходы к решению этой проблемы, где реализация адаптации личности в динамично изменяющейся рыночной экономике занимает одно из ведущих мест.
В Концепции непрерывного воспитания обучающихся подчеркивается необходимость воспитания культуры самопознания и саморегуляции личности. В связи с этим учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, должны проводить работу по формированию навыков и умений эффективной адаптации к перемене условий существования и совершенствованию коммуникативных способностей. Также большое внимание должно уделяться формированию личной системы ориентиров и дифференцированию профессиональных намерений. Содержание воспитательной работы по формированию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности заключается в воспитании у обучающихся навыков самоисследования, разработке программ самосовершенствования и проектирования своего будущего, воспитании потребностей к творчеству.
Каждое образовательное учреждение, целенаправленно реализующее не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с профессионально-личностным развитием обучающихся, имеет свою воспитательную систему.
Учебное учреждение в обязательном порядке должно соответствовать актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС СПО, который включает в себя воспитательный компонент, содержащий Концепцию и программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития; характеристику воспитательных ценностей, целей и задач воспитания, его содержание, механизмы, формы и методы, модель выпускника среднего профессионального образования.
Главная цель педагогического коллектива нашего техникума — способствовать разностороннему формированию и развитию личности обучающихся: их умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию, способствовать возможности раскрыть индивидуальности обучающегося, способствовать выработке осознанной гражданско-правовой позиции, воспитывать осознанную мотивацию к выбору профессии.
Сегодня каждое образовательное учреждение должно искать свой путь в решении поставленных временем задач обновления содержания, методов и форм развития личности, оптимизации системы воспитательной работы с учетом конкретных условий и возможностей учебного учреждения. Воспитательная система должна давать положительные результаты и способствовать реализации воспитательного компонента ФГОС СПО.
В ходе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся должна активизироваться созидательная деятельность, прививаться навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они смогут сделать самостоятельные правильные выводы, должен появиться заметный интерес к выбранной профессии, формироваться активная гражданская позиция.
Реализация воспитательной программы в соответствии с ФГОС должна организовываться по нескольким направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, духовно - нравственное, эстетическое и профилактическая работа по предупреждению девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (агрессивного) поведения обучающихся.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто обучающиеся данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый подросток – это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития подростка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей обучающихся группы риска: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.
Проблемы в воспитании и обучении этих подростков связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению к взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.
В группу риска по возникновению социальной дезадаптации входят в основном обучающиеся от 15 до 20 лет. Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники. Но, в то же время, для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.
Проведенное глубокое психологическое изучение подростков «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищенности, «психологической безопасности» и т.п.
Мы исходим из позиции, что подростковый возраст – это тот период развития человека, когда еще можно научить правильному поведению, изменить характер личности. При общении с данной категорией обучающихся основным правилом является избегание тона категорических приказов. Доверительные доброжелательные отношения с подростком, обращение к нему «на равных» являются залогом успешного воздействия на личность трудного подростка. Особенности данного возраста необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей работы.
Обучающиеся «группы риска» - это особая группа обучающихся в образовательном учреждении. К ним относятся:
-обучающиеся, находящиеся на учете у узких специалистов, вследствие какого-либо заболевания;
-слабоуспевающие обучающиеся, характеризующиеся различными проявлениями девиантного поведения;
- обучающиеся, состоящие на учете в ПДН и КДНиЗП;
- обучающиеся из неблагополучных, асоциальных семей;
-обучающиеся, не имеющие родителей и оставшихся без попечения родителей;
-обучающиеся из семей, нуждающихся в социально-экономической социально- психологической помощи и поддержке;
- обучающиеся с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.
- обучающиеся, имеющие вредные привычки;
- обучающиеся склонные к правонарушениям.
Состав группы определяется с первых дней обучения, на основании изучения документов личного дела и психологического тестирования, проводимого при поступлении в техникум.
В работе с обучающимися «группы риска» педагогический коллектив руководствуется Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Конвенцией о правах ребенка и Положением.
Работа с обучающимися «группы риска» ведется должностными лицами образовательного учреждения (Советником директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом, классным руководителем, зав.практическим обучением, зав.отделением) в соответствии с их функциональными обязанностями.
Роль координатора в процессе работы с обучающимися «группы риска» выполняет классный руководитель.
Профилактическая работа с обучающимися и их родителями проводится в соответствии закона РФ № 120 ст. 14 п.2 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Цель и задачи работы с обучающимися «группы риска»
Цель: создание правовых, социально-организационных условий для самореализации личности и формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в социуме образовательного учреждения и в обществе в целом.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
-усиление контроля над обучающимися «группы риска»;
-коррекция поведения;
-профилактика правонарушений, безнадзорности;
-создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;
-содействие доступу обучающихся к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;
-содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
-создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.
Важнейшими направлениями работы с обучающимися «группы риска» являются:
-совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет адаптировать массовое обучение к индивидуальным особенностям каждого подростка;
-направление коллективного воздействия на обучающихся, имеющих девиантное поведение;
-коррекция форм общения, поведения;
-формирования культуры поведения, культуры чувств;
-индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" обучающимися и их семьями;
-оказание педагогической помощи родителям, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу учебной группы, техникума;
-оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;
-выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в техникуме, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования по специальности;
-участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости обучающихся, не имеющих родителей и оставшихся без попечения родителей.
Динамическое наблюдение
«Группа динамического наблюдения» формируется в процессе обучения, в октябре-ноябре месяце, корректируется на протяжении всего времени обучения. Динамическое наблюдение – постоянное сопровождение подростка.
По результатам изучения на каждого прибывшего обучающегося составляется развернутая социально-психологическая характеристика. При этом используются выводы психологического тестирования и рекомендации психолога. В формировании «группы динамического наблюдения» принимают активное участие все педагоги, работающие с группой.
Причины постановки на динамическое наблюдение:
-эмоциональная нестабильность
-выраженный нейротизм
-высокая вероятность нервных срывов
-обладание неуравновешенным характером, повышенной конфликтностью, тревожностью, замкнутостью
-низкий уровень посещаемости занятий
-наличие большого числа академической задолженности
-низкий уровень адаптационных способностей
-низкий уровень культуры и общего развития
-негативный настрой к выбору будущей профессии
На каждого обучающегося включенного в ГДН психолог заполняет карту индивидуального динамического наблюдения, где фиксируются жалобы, биоритмологический статус, результаты обследований, особенности адаптации в учебном учреждении, ролевой статус в коллективе.
На основании полученных данных и заключений психолога продолжает формироваться ГДН. При этом используются дополнительные документы, характеризующие личность обучающегося, объяснительные записки, акты наблюдений очевидцев и т.п.
Условием снятия обучающегося с динамического наблюдения является отсутствие психоневрологических и психофизиологических отклонений, факторов суицидального риска, асоциального поведения, достаточная адаптивность, хороший эмоциональный настрой.
Документация классного руководителя:
- План работы классного руководителя с обучающимися, входящими в «группу риска» и «группу динамического наблюдения»;
- Социально-педагогические характеристики на обучающихся;
- Социальный паспорт группы;
- Психологические характеристики на обучающихся;
- Согласованный с классным руководителем план мероприятий психолога в отношении обучающихся данных групп;
- Рекомендации психолога по работе с обучающимися, входящими в «группу риска» и «группу динамического наблюдения».
Работа с обучающимися «группы риска» и «группы динамического наблюдения» строится по структуре, утвержденной локальным актом образовательного учреждения и по программе психолого – педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» и «группы динамического наблюдения».